Почему водителям выгодно переходить на метан

Метан — это сжатый природный газ, который поступает на заправки напрямую из магистральных труб, сжимается и проходит многоступенчатую очистку. Метан — выгодная альтернатива дорожающим пропан-бутану (его еще называют СУГ или автогаз), бензину и дизелю. Он в 2,3 раза дешевле бензина, экологичнее, чище для двигателя и безопаснее.


В статье вы сможете найти ответ на главные вопросы:

почему метан экологичнее, безопаснее и чище для двигателя;
 — где в Кыргызстане заправить метан;

— когда окупится метановое ГБО для Honda Fit;

— что говорят водители: плюсы и минусы ездить на метане;

— метан или пропан-бутан: что лучше.

ВЫГОДНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА ПРОПАН-БУТАНУ, БЕНЗИНУ И ДИЗЕЛЮ

В 2,3 раза дешевле бензина. Метан можно заправить за 21 сом за куб, пропан — за 25 сомов за литр, 92 бензин — 46 сомов за литр.

Кроме прямой дешевизны метана, есть еще косвенная: на 1 кубометре метана можно проехать больше километров, чем на литре бензина. Пропана, наоборот, расходуется на 15–20% больше бензина.


Эксперты Scania, шведской компании по производству грузовых автомобилей, посчитали: 1 грузовик экономит от 6,87 до 11,25 рубля или 7,55–12,36 сомов за километр, если он ездит на метане. За год при пробеге 260 000 км на метане экономия составит примерно 2,2 млн рублей. Или 2,417 млн сомов.

А водители легковых машин сэкономят 40–55 тысяч сомов в год при среднегодовом пробеге в 20–25 тысяч км.

Экологичнее. Химическая формула метана — CH4. В нем содержится всего 1 атом углерода. Это значит, что при сгорании метан выделяет в атмосферу на 20–30% меньше углекислого газа, чем бензин или дизель, в которых доля углерода — 85%.

В метане нет серы. Для экологии это плюс: при сгорании топлива оксиды серы из бензина или дизеля вступают в реакцию с водой и образуют серную и сернистую кислоты. Кислоты повреждают растения, а растения перестают поглощать углекислый газ и выделять кислород.

В метане нет и бензола, которого в топливе класса Евро-2 — примерно 5%. Бензол опасен для человека и животных. При сгорании бензола может образоваться бензпирен — сильнейший канцероген. Его частица очень тяжелая и сразу оседает в почве, но, чем больше бензола в топливе, тем выше риск у человека вдохнуть бензпирен. А у домашних животных, которые пробегают рядом с выхлопной трубой, риск еще выше.

Метан — экологически чистое и практически безвредное для здоровья топливо.


Чище для двигателя. Сергей Чигрин, мастер метановой заправки, считает метан самым чистым топливом для двигателя. Причина — природные свойства и трехкратная очистка на метановой заправке.

Водители отмечают: на метане двигатель работает тише и ровнее — газ легко смешивается с воздухом и равномерно наполняет цилиндры. Еще метан не смывает масляную пленку со стенок цилиндров и не содержит вредных примесей, плохо влияющих на детали камеры сгорания. Газовая смесь сгорает почти полностью, поэтому нагара на поршнях, клапанах и свечах зажигания образуется меньше.

Исследователи Scania доказали: использование метана увеличивает срок службы двигателя в 1,5–2 раза (раздел 7: «А что насчет ресурса двигателя»).


Свечи зажигания пользователя drive2.ru при езде на метане. Пробег — 20 000 км.

Безопаснее. Может показаться: раз метан в баллонах под большим давлением, он может легко взорваться. Это миф. Метан в 2 раза легче воздуха и при утечке улетучится прежде, чем успеет сдетонировать. Например, пропан-бутан при утечке скапливается и может самовоспламениться.

Безопасность метана официально подтверждает классификация горючих веществ МЧС России. Метан относится к самой безопасной четвертой категории, бензин — к третьей, пропан-бутан — ко второй.

Метан настолько безопасен, что в Европе заправки строят даже в жилых кварталах.


Классификация горючих веществ по степени чувствительности, принятая приказом МЧС РФ от 10.07.2009 n 404 «Об утверждении методики определения расчетных величин пожарного риска на производственных объектах».

ГДЕ В КЫРГЫЗСТАНЕ ЗАПРАВИТЬ МЕТАН

Метан можно заправить на АГНКС — метановых заправках. Всего их 5, находятся они в Чуйской области.

Адреса:

  1. Бишкек, Костанайская 121а. , район рынка Кудайберген
  2. Село Ленинское, Алма-Атинская 1/2.
  3. Село Достук, по Васильевскому тракту, чуть ниже Пригородного.
  4. Кара-Балта, поворот в сторону Сосновки.
  5. Токмок, Султана Ибраимова, 413.

КОГДА ОКУПИТСЯ МЕТАНОВОЕ ГБО

Есть расхожее мнение, что установка ГБО выгодна только внедорожникам с большим объемов двигателя. С экспертами посчитали, сколько сэкономит водитель малолитражки при переходе на метан. Для примера взяли одну из самых распространенных моделей машин в Бишкеке — Honda Fit 1 поколения, объем — 1,5 л, год выпуска — 2005.

Стоимость для 4 цилиндров — 600$ или 50 900 сомов. Это в среднем на 100$ дороже, чем итальянское ГБО для пропан-бутана. Расход у Honda Fit 92 бензина в смешанном цикле — 8,1 л на 100 км. Для расчетов используем ежемесячный пробег — 2000 км, что примерно 66 км в сутки.


ГБО на Honda Fit окупится ровно за год. Дальше — экономия в 2,3 раза.

ЧТО ГОВОРЯТ ВОДИТЕЛИ: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ЕЗДИТЬ НА МЕТАНЕ

Владимир Вольф, водитель из Бишкека:

«Газ дешевле и экономичнее. Если я заправлю на 1000 сомов бензин, смогу проехать неполных 100 км. А если заправлю на 1000 сомов метана, я 300 км легко проезжаю. Минус — мало заправок. Хорошо будет, если построят еще. Например, в Канте или Сокулуке».

Белек Рахманов, водитель из Бишкека:

«Если смотреть по деньгам, метан — дешевле. Он стоит 21 сом, но не в литрах измеряется, а в кубатуре. Пропан стоит 24–25 за литр, а метан — 21 за куб. Все прекрасно понимают, что куб больше».

Сергей Чигрин, мастер метановой заправки:

«Метан — экологически чистое, безотходное топливо. Если смотреть на экономическую составляющую, метан в 2 с лишним раза дешевле бензина. Нет никаких проблем с поставкой — метан поступает из магистральных газопроводов. После осушки и очистки метан эквивалентен бензину с октановым числом 103–105.

Водители, которые у нас заправляются, всегда отзываются об очень хорошей работе мотора — в свечах не образуется никакого нагара. Поэтому переходите на метан — это чистое топливо, это будущее и, в конце концов, наши с вами легкие».

МЕТАН ИЛИ ПРОПАН-БУТАН: ЧТО ЛУЧШЕ

Метан и пропан-бутан часто путают. Но это разные автомобильные газы. Метан — природный, сжатый под большим давлением, газообразный. Он поступает напрямую из магистральных газовых труб и проходит очистку.

Пропан-бутан — сжиженный газ, продукт переработки нефти. Его получают из попутных нефтяных газов и самой нефти. И сжимают до 6–16 атмосфер, чтобы поддерживать жидкое состояние.

Сравним эти газы в таблице на примере Honda Fit при ежемесячном пробеге 2000 км.


Метан дешевле, эгологичнее, чище для двигателя и безопаснее. Но у пропан-бутана выше запас хода, и его можно заправить на АЗС во всех регионах Кыргызстана.

Азамат Кадыров, слесарь-установщик ГБО ОсОО «ГБО Стандарт»

— занимается установкой ГБО на пропан-бутане и на метане с 2014 года:

«Практика показывает, что автотранспорт, на котором установлено метановое ГБО редко нуждается в техническом ремонте. Это связано с тем, что метан является чистейшим топливом за счет трехкратной очистки на заправочной станции. Природный газ поступает на АГНКС по газопроводу и там же очищается и осушается. В то время как пропан-бутановая смесь приходит на АЗС в готовом виде и зачастую разного качества. В республике нет ни одной лаборатории, которая могла бы проверить качество пропан-бутана».

Вывод:

У любого топлива есть плюсы и минусы. Значимость плюсов и минусов для каждого водителя разная: кто-то хочет сэкономить здесь и сейчас, кому-то важна чистота выхлопа и влияние на двигатель, а кто-то ставит сразу 3 топливных системы и не думает о выборе.

Бензин, дизель, пропан-бутан или метан? Выбор за вами. Что бы вы ни выбрали, надеемся, что это будет качественное топливо.