Метан — это сжатый природный газ, который поступает на заправки напрямую из магистральных труб, сжимается и проходит многоступенчатуюочистку. Метан — выгодная альтернатива дорожающим пропан-бутану(его еще называют СУГ или автогаз),бензину и дизелю. Он в 2,3 раза дешевле бензина, экологичнее, чище для двигателя и безопаснее.
В статье вы сможете найти ответ на главные вопросы:
—почему метан экологичнее, безопаснее и чище для двигателя; — где в Кыргызстане заправить метан;
— когда окупится метановое ГБО для Honda Fit;
— что говорят водители: плюсы и минусы ездить на метане;
— метан или пропан-бутан: что лучше.
ВЫГОДНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА ПРОПАН-БУТАНУ, БЕНЗИНУ И ДИЗЕЛЮ
В 2,3 раза дешевле бензина. Метан можно заправить за 21 сом за куб, пропан — за 25 сомов за литр, 92 бензин — 46 сомов за литр.
Кроме прямой дешевизны метана, есть еще косвенная: на 1 кубометре метана можно проехать больше километров, чем на литре бензина. Пропана, наоборот, расходуется на 15–20% больше бензина.
А водители легковых машин сэкономят 40–55 тысяч сомов в год при среднегодовом пробеге в 20–25 тысяч км.
Экологичнее. Химическая формула метана — CH4. В нем содержится всего 1 атом углерода. Это значит, что при сгорании метан выделяет в атмосферу на 20–30% меньше углекислого газа, чем бензин или дизель, в которых доля углерода — 85%.
В метане нет серы. Для экологии это плюс: при сгорании топлива оксиды серы из бензина или дизеля вступают в реакцию с водой и образуют серную и сернистую кислоты. Кислоты повреждают растения, а растения перестают поглощать углекислый газ и выделять кислород.
В метане нет и бензола, которого в топливе класса Евро-2 — примерно 5%. Бензол опасен для человека и животных. При сгорании бензола может образоваться бензпирен — сильнейший канцероген. Его частица очень тяжелая и сразу оседает в почве, но, чем больше бензола в топливе, тем выше риск у человека вдохнуть бензпирен. А у домашних животных, которые пробегают рядом с выхлопной трубой, риск еще выше.
Метан — экологически чистое и практически безвредное для здоровья топливо.
Чище для двигателя. Сергей Чигрин, мастер метановой заправки, считает метан самым чистым топливом для двигателя. Причина — природные свойства и трехкратная очистка на метановой заправке.
Водители отмечают: на метане двигатель работает тише и ровнее — газ легко смешивается с воздухом и равномерно наполняет цилиндры. Еще метан не смывает масляную пленку со стенок цилиндров и не содержит вредных примесей, плохо влияющих на детали камеры сгорания. Газовая смесь сгорает почти полностью, поэтому нагара на поршнях, клапанах и свечах зажигания образуется меньше.
Свечи зажигания пользователя drive2.ru при езде на метане. Пробег — 20 000 км.
Безопаснее. Может показаться: раз метан в баллонах под большим давлением, он может легко взорваться. Это миф. Метан в 2 раза легче воздуха и при утечке улетучится прежде, чем успеет сдетонировать. Например, пропан-бутан при утечке скапливается и может самовоспламениться.
Безопасность метана официально подтверждает классификация горючих веществ МЧС России. Метан относится к самой безопасной четвертой категории, бензин — к третьей, пропан-бутан — ко второй.
Метан настолько безопасен, что в Европе заправки строят даже в жилых кварталах.
Классификация горючих веществ по степени чувствительности, принятая приказом МЧС РФ от 10.07.2009 n 404 «Об утверждении методики определения расчетных величин пожарного риска на производственных объектах».
ГДЕ В КЫРГЫЗСТАНЕ ЗАПРАВИТЬ МЕТАН
Метан можно заправить на АГНКС — метановых заправках. Всего их 5, находятся они в Чуйской области.
Есть расхожее мнение, что установка ГБО выгодна только внедорожникам с большим объемов двигателя. С экспертами посчитали, сколько сэкономит водитель малолитражки при переходе на метан. Для примера взяли одну из самых распространенных моделей машин в Бишкеке — Honda Fit 1 поколения, объем — 1,5 л, год выпуска — 2005.
Стоимость для 4 цилиндров — 600$ или 50 900 сомов. Это в среднем на 100$ дороже, чем итальянское ГБО для пропан-бутана. Расход у Honda Fit 92 бензина в смешанном цикле — 8,1 л на 100 км. Для расчетов используем ежемесячный пробег — 2000 км, что примерно 66 км в сутки.
ГБО на Honda Fit окупится ровно за год. Дальше — экономия в 2,3 раза.
ЧТО ГОВОРЯТ ВОДИТЕЛИ: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ЕЗДИТЬ НА МЕТАНЕ
Владимир Вольф, водитель из Бишкека:
«Газ дешевле и экономичнее. Если я заправлю на 1000 сомов бензин, смогу проехать неполных 100 км. А если заправлю на 1000 сомов метана, я 300 км легко проезжаю. Минус — мало заправок. Хорошо будет, если построят еще. Например, в Канте или Сокулуке».
Белек Рахманов, водитель из Бишкека:
«Если смотреть по деньгам, метан — дешевле. Он стоит 21 сом, но не в литрах измеряется, а в кубатуре. Пропан стоит 24–25 за литр, а метан — 21 за куб. Все прекрасно понимают, что куб больше».
Сергей Чигрин, мастер метановой заправки:
«Метан — экологически чистое, безотходное топливо. Если смотреть на экономическую составляющую, метан в 2 с лишним раза дешевле бензина. Нет никаких проблем с поставкой — метан поступает из магистральных газопроводов. После осушки и очистки метан эквивалентен бензину с октановым числом 103–105.
Водители, которые у нас заправляются, всегда отзываются об очень хорошей работе мотора — в свечах не образуется никакого нагара. Поэтому переходите на метан — это чистое топливо, это будущее и, в концеконцов, наши с вами легкие».
МЕТАН ИЛИ ПРОПАН-БУТАН: ЧТО ЛУЧШЕ
Метан и пропан-бутан часто путают. Но это разные автомобильные газы. Метан — природный, сжатый под большим давлением, газообразный. Он поступает напрямую из магистральных газовых труб и проходит очистку.
Пропан-бутан — сжиженный газ, продукт переработки нефти. Его получают из попутных нефтяных газов и самой нефти. И сжимают до 6–16 атмосфер, чтобы поддерживать жидкое состояние.
Сравним эти газы в таблице на примере Honda Fit при ежемесячном пробеге 2000 км.
Метан дешевле, эгологичнее, чище для двигателя и безопаснее. Но у пропан-бутана выше запас хода, и его можно заправить на АЗС во всех регионах Кыргызстана.
Азамат Кадыров, слесарь-установщик ГБО ОсОО «ГБО Стандарт»
— занимается установкой ГБО на пропан-бутане и на метане с 2014 года:
«Практика показывает, что автотранспорт, на котором установлено метановое ГБО редко нуждается в техническом ремонте. Это связано с тем, что метан является чистейшим топливом за счет трехкратной очистки на заправочной станции. Природный газ поступает на АГНКС по газопроводу и там же очищается и осушается. В то время как пропан-бутановая смесь приходит на АЗС в готовом виде и зачастую разного качества. В республике нет ни одной лаборатории, которая могла бы проверить качество пропан-бутана».
Вывод:
У любого топлива есть плюсы и минусы. Значимость плюсов и минусов для каждого водителя разная: кто-то хочет сэкономить здесь и сейчас, кому-то важна чистота выхлопа и влияние на двигатель, а кто-то ставит сразу 3 топливных системы и не думает о выборе.
Бензин, дизель, пропан-бутан или метан? Выбор за вами. Что бы вы ни выбрали, надеемся, что это будет качественное топливо.