«Стоимость природного газа в Кыргызстане: из чего складывается тариф?»

Пресс-конференция

Разъяснение по структуре тарифа на природный газ

Кыргызская Республика является страной-импортером природного газа.

В рамках подписания межправительственного соглашения между Кыргызской Республикой и Российской Федерацией от 23 июня 2013 года газовым оператором, осуществляющим поставку природного газа в Кыргызстан, его распределение и реализацию внутри страны, была определена компания «Газпром Кыргызстан».

Так, с начала деятельности ОсОО «Газпром Кыргызстан» ведет активную работу по развитию газовой отрасли и повышению уровня газификации республики. С 2014 года компания построила свыше 875 км газораспределительных сетей, газифицировав 38 населенных пунктов. Общий уровень газификации республики возрос с 22% в 2014 году до 35% в 2020 году. Общая сумма инвестиций компании в газовую отрасль Кыргызстана уже превысила 28 млрд сомов.

Деятельность компании подконтрольна Государственному агентству по регулированию топливно-энергетического комплекса при правительстве Кыргызской Республики, которое в рамках своих полномочий устанавливает тарифы на природный газ для всех категорий.

Тариф на природный газ для населения складывается из следующих показателей:

1. Покупная стоимость природного газа у внешнего поставщика

— Покупная стоимость для Кыргызской Республики на границе с Республикой Казахстан составляет 150 долларов США за 1000 куб. м. Она включает в себя расходы на транспортировку природного газа и расходы на транзит по территории третьих стран.

Таким образом стоимость покупки газа занимает значительную часть (более 70%) в структуре тарифа и сильно подвержена изменениям курса валют. Согласно утвержденной государственным органом методикой расчета себестоимости ОсОО «Газпром Кыргызстан» обязано ежемесячно пересчитывать покупную стоимость газа по официальному курсу сом/доллар США на первое число каждого месяца.

В результате пересчета на национальную валюту покупная стоимость составляет 12,7 сомов из 18,0 сомов за 1 куб. м текущего тарифа для населения;

— Кыргызская Республика является страной-импортёром природного газа, поэтому все расчеты за покупку газа у внешнего поставщика осуществляются в долларах США;

Важно отметить:

— Покупная стоимость природного газа сильно зависима от объема потребления — чем больше объём, тем ниже цена покупки 1 куб. м. природного газа;

2. Эксплуатационные расходы

— Эксплуатационные расходы — это расходы по транспортировке, распределению и реализации газа до конечных потребителей Кыргызской Республики, а именно: расходы по безопасному содержанию и эксплуатации газораспределительных сетей, протяженность которых превышает 3,6 тысяч км, расходы по капитальному и текущему ремонту газовой инфраструктуры.

— Эксплуатационные расходы составляют 3,6 сомов в структуре тарифа и не имеют привязки к международной валюте, всегда отображаются в сомовом выражении.

3. Нормативные потери

— составляют 1,3 сома в тарифе, расчеты произведены согласно Приказа ГАРТЭК.

4. Фонд оплаты труда (ФОТ)

— Общая сумма расходов данной категории составляет 2,6 сомов.

Однако:

— в тарифе на природный газ включены лишь 40 тыйынов из 2,6 сомов, направляемых на оплату труда штата сотрудников

— Дефицит по расходам ФОТ составляет 2,2 сомов. С 2014 года тарифный дефицит по расходам ФОТ субсидировался со стороны ПАО «Газпром».

Выводы:

1. Повышение тарифа на природный газ исключительно связано с ростом официального курса доллара США к национальной валюте сома КР;

2. Действующий тариф на природный газ не покрывает все расходы по транспортировке, распределению и реализации по территории КР и является убыточным.



Анализ ситуации на рынках газа стран СНГ

При анализе текущего тарифа за природный газ, поставляемый населению Кыргызской Республики, необходимо всегда учитывать тот факт, что Кыргызстан является страной-импортёром природного газа, и сравнение местного тарифа с тарифами стран, добывающих газ и экспортирующих его в третьи страны, является абсолютно некорректным. В странах, где имеются собственные запасы газа, намеренно устанавливаются убыточно-низкие тарифы для собственного населения в качестве социальной поддержки своих граждан, при этом убыток и развитие всей газовой отрасли компенсируется за счёт экспортных поставок природного газа в третьи страны.

Считаем необходимым заметить, что текущий тариф за газ для населения Кыргызской Республики является самым низким среди стран-импортёров СНГ при учете годового объёма потребления, так как объём потребления значительно влияет на отпускную стоимость природного газа — чем больше объём, тем ниже цена покупки 1 куб. м. природного газа.

Более того, текущий тариф за газ для населения Кыргызской Республики оставался самым низким среди стран-импортёров СНГ в течение всего 2020 года несмотря наибольший рост в Кыргызстане официального курса доллара США к национальной валюте.


Далее представляем анализ объемов потребления природного газа и тарифов в Кыргызской Республике и других странах-импортеров СНГ.

Кыргызстан потребляет 270 млн куб. м. природного газа в год, что:

— в 119 раз меньше, чем Украина — годовой объем потребления газа в Украине составляет 32 млрд. куб. м;

— в 74 раза меньше, чем Республика Беларусь — годовой объем потребления газа в Белоруссии составляет 20 млрд. куб. м;

— в 9,3 раза меньше, чем Грузия — годовой объем потребления газа в Грузии составляет 2,5 млрд. куб. м;

— в 7,4 раза меньше, чем Армения — годовой объем потребления газа в Армении составляет 2 млрд. куб. м;

— в 3,7 раза меньше, чем Молдова — годовой объем потребления газа в Молдове составляет 1 млрд. куб. м;

Несмотря на наименьший объём потребления тариф для населения Кыргызской Республики составляет 212 долларов США за 1000 куб. м, что:

— на 110 долларов меньше, чем в Украине — тариф на газ для населения в Украине составляет 322 долларов за 1000 куб;

— на 67 долларов меньше, чем в Армении — тариф на газ для населения в Армении составляет 279 долларов за 1000 куб;

— на 56 долларов меньше, чем в Молдове — тариф на газ для населения в Молдове составляет 268 долларов за 1000 куб;

В Белоруссии тариф для населения составляет 190 долларов США при общем объеме потреблении 22 млрд куб. м. Более того, для Республики Беларусь предусмотрены специальные условия ввиду того, что Беларусь является основным транспортером российского газа в Европу.

В Грузии тариф для населения составляет 200 долларов США при общем потреблении 2,5 млрд. куб. м. 

Выводы:

1. Текущий тариф за газ для населения Кыргызской Республики является самым низким среди стран-импортёров СНГ при учете годового объёма потребления, так как объём потребления значительно влияет на отпускную стоимость природного газа;

2. Низкий тариф на газ для населения Кыргызской Республики в сравнении с тарифами других стран-импортеров СНГ достигнут за счет следующих показателей:

— низкой покупной стоимости природного газа у внешнего поставщика;

— самой низкой торговой наценкой для покрытия эксплуатационных расходов;

— убыточности тарифа за газ, который в настоящее время не включает в себя все текущие расходы.

Ниже приведены:

Таблица №1: Цены поставки, объемы потребления и тариф на природный газ для конечных потребителей в странах СНГ и дальнего зарубежья;

Таблица №2: Анализ структуры тарифов в странах СНГ в %.