АГНКС «Газпром Кыргызстан» — экономично, экологично и эффективно!

Загрязнение атмосферы — экологическая проблема, не понаслышке знакомая жителям Бишкека. Одним из решений ситуации с окружающей средой может выступить перевод автомобилей на природное топливо. Поэтому появление в республике современных АГНКС (автомобильных газонакопительных компрессорных станций) способствует сохранению экологии города. О возможностях АГНКС, тарифах, безопасности использования, экологичности и других преимуществах рассказал руководитель группы по эксплуатации и развитию АГНКС ОсОО «Газпром Кыргызстан» Руслан Кадыралиев.

— Расскажите, какие качественные изменения произошли с момента реконструкции АГНКС в селе Ленинском?

— С момента открытия современной автомобильной газонаполнительной компрессорной станции (АГНКС) в селе Ленинском прошло шесть месяцев, и уже видны положительные результаты.

За это время объем реализации компримированного природного газа (КПГ) составил 415 тыс. м³. За аналогичный период прошлого года было реализовано всего 176 тыс. м³, таким образом, рост составил 339 тыс. м³, что в процентном соотношении составляет рост на 135,88%.

— Какие существенные различия произошли в технологии АГНКС?

— При старой АГНКС отпуск газа производился ручным методом с использованием табличного расчета, утвержденного во времена СССР, что приносило неудобства водителям и персоналу АГНКС.

На новой АГНКС появилась возможность производить отпуск КПГ с использованием автоматизированных систем управления газозаправочных колонок, который учитывает остаточное давление в баллонах, температуру окружающей среды и производит автоматический расчет суммы оплаты.

К тому же для удобства клиентов на новой АГНКС предусмотрена возможность оплаты по безналичному расчету с использованием банковских карт и талонов.

— В чем заключается преимущество АГНКС для потребителя?

— Во-первых, это экологически чистый газ. Содержание в нем серы почти нулевое, а также нулевые выбросы углекислого газа в атмосферу. Во-вторых, метан (природный газ) увеличивает ресурс двигателя автомобиля. И в-третьих, самый важный показатель — экономичность. Метан экономически выгоднее бензина в два раза.

— Кто является основным потребителем данного вида топлива в Кыргызстане?

— Согласно статистике, во всем мире основными группами потребителей компримированного природного газа являются муниципальный транспорт и городские службы такси.

На сегодняшний день мэрия Бишкека ведет работу по приобретению большого количества пассажирских муниципальных автобусов, работающих на КПГ.

Вместе с тем после открытия новой АГНКС переводом транспорта на КПГ заинтересовались городские службы такси и грузоперевозчики в пределах Чуйской области.

— АГНКС на территории КР существует еще с 90-х годов. Если компримированный природный газ является выгодным топливом, то почему данный вид топлива до сегодняшнего дня не получил широкого развития?

— Стоимость КПГ на АГНКС при «Кыргызгазе» составляла в среднем 27 сом./м³, в то время как цена на бензин марки АИ-92 в среднем была 37 сом./л, что являлось для потребителей экономически малопривлекательным. На сегодняшний день разница в цене существенная: стоимость КПГ — 19 сом./м³, а стоимость бензина марки АИ-92 в среднем 40,9 сом./л.

— Не могли бы вы на конкретном примере показать эту экономическую выгоду?

— Допустим, автомобиль на 1 литре бензина проезжает 10 км. То же самое расстояние автомобиль на метане проедет на 1 м³ газа. Но средняя стоимость 1 л бензина АИ-92 — 40,9 сома, а стоимость 1 м³ газа равна 19 сомов. На этом примере очевидно, что метан экономически выгоднее бензина в два раза.

— Можете подробнее рассказать об экологичности метана?

— Природный газ на стадии добычи содержит большое количество различных примесей и сторонних элементов. Но на всем протяжении своего пути метан подвергается многочисленному процессу очистки и осушки газа. На АГНКС установлены фильтры грубой очистки газа, сепараторы газа, влагомаслоотделители и блоки осушки газа. Таким образом, на выходе потребитель получается чистый газ без содержания различных примесей, который и можно назвать экологическим топливом.

— Как влияет метан на двигатель автомобиля?

— Компримированный природный газ не оказывает отрицательного воздействия на двигатель. И наоборот, метан увеличивает ресурс двигателя, так как не содержит никаких примесей.

— Под каким давлением закачивают газ, безопасно ли это?

— На АГНКС газ закачивают в баллоны автомобилей под давлением 19,6 МПа. Это большое давление, но на станции предусмотрены все меры предосторожности и строго соблюдается техника безопасности.

— Давление действительно высокое. С вашей стороны проводится проверка оборудования, установленного на автомобилях?

— Да. Водитель газотранспортного средства обязан раз в два года проходить освидетельствование баллонов, установленных на его транспорте. Это требуемое правило необходимо для удостоверения, что его баллоны выдержат давление 19,6 МПа.

— Как быстро осуществляется заправка?

— Заправка зависит от количества баллонов и объема каждого баллона. В среднем заправка на новой АГНКС осуществляется за 10–15 минут.

— Какие задачи по развитию АГНКС запланированы на 2018 год?

— В 2018 году планируется реконструировать еще две АГНКС в селе Пригородном и в Кара-Балте с учетом всех современных технологических стандартов. К 2021 году планируется постройка двух новых АГНКС в южном регионе республики.

Автор: ОсОО «Газпром Кыргызстан»

Источник: Информационное агентство Kaktus.media